Здесь должен находиться великолепный флэш-ролик. Если ролик не видно - установите Flash Player.
Портал Президента Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
Национальный институт образования
РИПО
Гомельский УМЦ ПО
УО гомельского облисполкома
Единый портал финансовой грамотности
:: ::

Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи

ПОЛОЖЕНИЕ

о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) (далее – СППС учреждения образования).

         В своей деятельности СППС учреждения образования руководствуется Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 30 июня № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 №328, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением, учредительными документами учреждения образования.

         Общее руководство деятельностью СППС учреждения образования осуществляет руководитель учреждения образования либо заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения учреждения образования курирующие данное направление работы.

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ   Целью деятельности СППС учреждения образования является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

         Основные задачи СППС учреждения образования:

защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации;

содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования;

организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки,

психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка;

участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни,

выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития,

воспитания, обучения и социализации обучающихся;

предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;

повышение психологической и правовой культуры участников образовательного

процесса.

         Принципы деятельности СППС учреждения образования:

законность;

уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;

доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи;

конфиденциальность;

научная обоснованность;

профессионализм.

         СППС учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя) в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

изучение условий жизни и воспитания, обучающихся в семье;

выявление и учёт обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

организация личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

         Специалистами СППС учреждения образования являются педагог социальный и педагог-психолог.

         Конкретные наименования и численность специалистов СППС учреждения образования определяются руководителем учреждения образования в пределах общей штатной численности, определённой в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.

         Деятельность СППС учреждения образования осуществляется на основе плана работы СППС учреждения образования.

         План работы СППС учреждения образования является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.

         Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии с планом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

         План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке учреждением образования, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается его руководителем.

         Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

         Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС учреждения образования с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.

         Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.

         СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся, с учётом мнения самого несовершеннолетнего.

         Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.

         График работы специалистов СППС учреждения образования определяется с учётом особенностей учреждения образования и утверждается руководителем учреждения образования.

         Документация СППС учреждения образования включает:

         планы работы;

графики работы;

социально-педагогическая характеристика учреждения образования;

материалы по организации социально-педагогической поддержки обучающихся и оказанию им психологической помощи;

отчеты о работе специалистов за год;

журнал учета консультаций педагога-психолога;

журнал учета консультаций педагога социального.

         СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.

         Деятельность СППС учреждения образования по выявлению и учёту детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.

 

ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

         СППС учреждения образования в пределах своей компетенции имеет право:

  • определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учётом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
  • направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
  • посещать занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, семьи обучающихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
  • вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке в комитеты и управления (отделы) образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, органы внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, защиты и охраны детства;
  • обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся.

         Специалисты СППС учреждения образования обязаны:

  1. рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
  2. совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
  3. вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи

Соседние подразделы:
РОДИТЕЛЯМ...
Идеологическая работа